Известный политолог Данияр Ашимбаев опубликовал короткую сводку ключевых событий вокруг нефтяных местороджений Казахстана, которые традиционно являются предметом политических игр.
Любопытные процессы происходят вокруг тех казахстанских месторождений, в которых сидят американские компании.
Не так давно профильные ведомства и госкомпания «PSA» поднимали вопрос о бюджетах Карачаганака и Кашагана и вроде инициировали арбитражное разбирательство.
В парламенте активно обсуждается вопрос о публикации самих договоров (СРП) и изменении их в пользу Казахстана (об этом говорят запросы партии «Ак Жол»). Затем в экспертной среде и СМИ появилось идея о том, что россияне могут выкупить Карачаганак, Кашаган и Тенгиз у американцев за счет средств, заблокированных в США в рамках санкций.
Читайте также: «Россия бы на такое не согласилась» — эксперт о предложении Казахстану
При этом КМГ активно ведет переговоры о дальнейшем привлечении западных инвестиций в нефтегазовый сектор страны (смотрите недавнее выступление Мирзагалиева в Хьюстоне).
Затем появилась новость о продаже 2 из 3 казахстанских НПЗ россиянам, которую опроверг министр Саткалиев. 26 марта Саткалиев сообщил, что «международные потребители, в том числе в основном европейские, в первую очередь заинтересованы в стабильной работе данного трубопровода (КТК). Мы находимся на связи с посольствами европейских государств, с нашими коллегами из Российской Федерации по вопросу обеспечения стабильной работы трубопровода. Соответствующие консультации по дипломатическим каналам идут и с украинской стороной».
В августе прошлого года,
после украинской атаки на Новороссийск, Саткалиев заявил, что в случае повреждения нефтяного терминала ущерб будет нанесен не только казахстанской экономике,
но и крупным нефтяным потребителям из ЕС.
26 марта в Астану принесся американский сенатор Дэйнс, который встретился с президентом и с министром Саткалиевым. Министр сообщил сенатору, что «на сегодняшний день в энергетической сфере имеются успешные совместные проекты с американскими компаниями на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак». Кроме того, он указал: «ведется активная работа по увеличению доли обеспечения американских энергокомпаний природным ураном».
Читайте также: Казахстан использует уран для сдерживания Китая — Институт Карнеги
В тот же день Нуртлеу провел переговоры с Блинкенoм. Казахстанский МИД сообщил: «Нуртлеу, подчеркнув сбалансированный характер внешней политики Республики Казахстан, уделил особое внимание прагматичной реализации транспортно-логистического, инфраструктурного и торгово-инвестиционного потенциала Казахстана путем привлечения передовых американских технологий, укрепления деловых контактов между двумя странами и достижения взаимовыгодных торговых отношений». Кроме того, «главы внешнеполитических ведомств дали высокую оценку сотрудничеству между странами в сфере энергетической безопасности, критических минералов, климата, миротворчества и др.».
Американский пресс-релиз звучит иначе: стороны «поделились своими взглядами на двустороннее экономическое партнерство и отметили свою приверженность укреплению инвестиций и диверсификации экономики Казахстана». Кроме того, есть тезис о том, что «Блинкен подчеркнул важность прав человека, подчеркнув критическую роль, которую играют свободные СМИ и активное гражданское общество в создании среды, способствующей привлечению инвестиций в бизнес и экономическому росту. Госсекретарь подтвердил неизменную поддержку США Украины».
Это можно толковать как намек на требование либерализовать казахстанское политическое поле в интересах СМИ и структур, которые американцы сочтут «свободными», в обмен на американские инвестиции
Кроме того, видимо, вопрос гарантий ненападения на Новороссийск повис в воздухе. Госдеп ничего не сообщил о тех вопросах, про которые сообщил наш МИД, а именно: «Госсекретарь США приветствовал последовательность и системный характер программы коренных преобразований Президента РК Касым-Жомарта Токаева и подчеркнул готовность Вашингтона продолжать оказывать всемерное содействие их практической реализации».
Казахстан интересует повышение отдачи от использования своих недр инвесторами, привлечение новых инвестиций и безопасность логистики. Американцев интересует сохранение своих позиций в казахстанской нефтянке, наличие политического контроля над Ак Ордой и подрыв казахстанско-российского сотрудничества. Понятно, что к компромиссу тут придти очень сложно.