Magnum, Mega, Metro — все эти сети так или иначе причастны к разгоны инфляции, намекает известный политолог Данияр Ашимбаев.
Эксперт привел в доказательство очень красноречивую выдержку из отчета Агентства по защите и развитию конкуренции:
Ритейл зарабатывает на поставщиках
«Основным способом получения прибыли в ритейле является формирование торговой надбавки от реализации товара
Другими доходами ритейлера являются оказываемые услуги по продвижению товара, размещению рекламы, проведение промо-акций компаний, продажа торгового пространства — получение так называемого бонуса «за вход в сеть».
В результате
поставщики вынуждены включать в стоимость товара процент вознаграждения за оказываемые услуги по продвижению товара, впоследствии влияющая на конечную стоимость продовольственных товаров
Ритейл нарушает законы
Также имеет место, превышение установленного законодательства 15% размера торговой надбавки на СЗПТ со стороны торговых сетей, влияющая на конечную стоимость товара. На сегодня, наибольшее количество услуг по республике оказывает ТОО «Magnum Cash&Carry» — 34 услуги, ТОО «Метро Кеш энд Керри» — 16 услуг, ТОО «Скиф Трейд» (сеть супермаркетов SMALL) — 11 услуг, ТОО «Жетi Аспан» (сеть супермаркетов Galmart) — 3 услуги, ТОО «АНВАР» — 1 услуга.
Также имеет место взимания тройного вознаграждения с оказания информационных услуг путем разделения ее на три периода — квартал, полугодие и год, в том числе на СЗПТ.
В целом, торговые сети, ритейлы позиционируют себя как субъекты рынка, реализующие продовольственные товары, однако
действия со стороны сетевого ритейла ТОО «Magnum Cash&Carry» привели к тому, что основная прибыль формируется от производителей и поставщиков товара путем установления размера вознаграждений за «оказываемые услуги»,
а не от основной деятельности – «розничной реализации товара».
Прибыль от услуг, а не от продаж
В результате доля дохода по продовольственным товарам за январь-сентябрь 2022 года составила, к примеру у ТОО «Magnum Cash&Carry» от оказания услуг — 62%, от розничной реализации товаров — 38%; у ТОО «Скиф Трейд» от оказания услуг — 65%, от розничной реализации товаров — 35%.
В пределах компетенции антимонопольного органа, вынесено 4 уведомления в отношении крупных торговых сетей по признакам нарушения законодательства в области защиты конкуренции.
Сговор и злоупотребления
Помимо этого,
установлены нарушения со стороны SMALL и MAGNUM по злоупотреблению доминирующим положением в части применения разных цен
и условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин (пп.2) ст. 174 ПК) и обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений (пп.4) ст. 174 ПК).
Контролировать ритейл невозможно?
Однако по вышеуказанным фактам принять меры антимонопольного реагирования не представляется возможным, во избежание привлечения субъекта рынка к административной ответственности за одно и тоже нарушение ввиду присутствия специальной нормы, закреплённой за МТИ (ст. 204-3 КоАП).
В этой связи по 27 фактам несоблюдения торговыми сетями размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары в виде 15% и включения торгового вознаграждения на социальную продукцию в размере 5 и выше процентов, запрещенная законодательством, в адрес уполномоченного органа Министерства торговли и индустрии направлены соответствующие сведения. Кроме того, ввиду отсутствия норм ответственности за несвоевременную оплату товара, поставщики вынуждены работать по условиям торговых сетей (в мировой практике предусмотрена административная ответственность)».