Значительная часть уличной политической активности в Казахстане так или иначе связана и со спецслужбами, и с крупными финансовыми группировками, намекает известный политолог Марат Шибутов.
В своем Telegram-канале Шибутов пишет:
«Удивительные совпадения!
Руководство КНБ в виде Карима Масимова и его замов посадили и сразу из политического поля исчезли молодые неформальные протестующие, борцы против Китая и любители подраться с феминистками.
Умер Александр Машкевич и сразу на нет сошло движение против утильсбора».
За этими примерами целый пласт ситуаций, каждая из которых становилась громким взрывом в информационном пространстве Казахстана. Но все эти громкие и пафосные общественные движения быстро сходили на нет, как только менялись фигуры на политическом Олимпе.
Исчезновение молодых протестных групп
В 2019–2021 годах в Казахстане активизировались несколько неформальных движений:
- организации, которые выходили на митинги против китайских инвестиций и аренды земель;
- группы, которые устраивали акции против иностранного присутствия и называли это «новой колонизацией»;
- отдельные активисты устраивали атаки во время акций феминисток, проводили устраивали «контрмитинги».
После переформатирования руководства КНБ о таких акциях стало известно намного меньше. Аналогичным образом ситуация обстоит с протестами против утильсбора. Вопрос, который поднимает политолог, прост: все ли протестные волны в стране действительно были стихийными? Или иногда их сила и долговечность напрямую зависели от скрытой поддержки и политических раскладов? Ответ на этот вопрос каждый ищет сам. Но само наблюдение за «удивительными совпадениями» стоит того, чтобы помнить о нем при появлении любого нового протестного тренда.