Правительство Казахстана представило проект налоговой реформы, который, по словам вице-премьера Жумангарина, должен уменьшить зависимость бюджета от нестабильных нефтяных доходов. Одним из ключевых механизмов предлагается повышение и дифференциация ставки НДС до 16%. Как заявил Жумангарин, это позволит «усилить сберегательную функцию Национального фонда и финансировать приоритетные государственные проекты».
Однако, как отмечает казахстанский политолог Газиз Абишев, такая формулировка несёт в себе довольно жёсткий посыл:
«Уменьшить зависимость бюджета от волатильных нефтяных доходов. Вся экономика зависит от волатильных нефтяных доходов, но бюджет будет зависеть от них меньше за счёт более высоких налогов на экономику. Плательщики НДС станут защитным валом между бюджетом и нефтяной волатильностью. В переводе на человеческий: если нефть просядет, это будет проблемой бизнеса, пусть сам решает, откуда брать деньги на выплату налогов».
Таким образом, ответственность за финансовую устойчивость бюджета фактически перекладывается на плечи бизнеса. В условиях роста глобальной экономической неопределённости этот шаг может не только затормозить развитие предпринимательства, но и ослабить конкурентоспособность казахстанских компаний на международном рынке.
Налоги и контроль общества
Абишев также подчёркивает ключевой принцип экономической справедливости: «Нет государственных денег, есть деньги налогоплательщиков. И общество должно иметь больше прав по контролю за тем, куда эти деньги расходуются. Чем больше налоги – тем больше прав».
С ростом налогового бремени бизнес и граждане имеют полное право требовать более прозрачного и эффективного расходования бюджетных средств. Однако сегодня механизмы общественного контроля за госфинансами остаются недостаточно развитыми, а значительная часть бюджетных расходов направляется на непрозрачные проекты.
Реиндустриализация как альтернатива налоговому давлению
Вместо усиления налогового давления на бизнес, Абишев предлагает иной путь: «Настоящей защитой от волатильных нефтяных доходов может стать реальная реиндустриализация страны. И это не просто самоочевидный лозунг. Достижение этой цели требует расстановки соответствующих акцентов в массовом сознании, так как целый ряд развивающихся уже несколько лет крайних идей подрывают возможность эффективного индустриального развития, двигая страну к деградации».
Реиндустриализация могла бы стать устойчивым решением для снижения зависимости бюджета от нефти, но её реализация требует стратегического подхода и политической воли. Вопрос в том, готовы ли власти инвестировать в развитие производственных мощностей, научных разработок и инфраструктуры, или же пойдут по более простому пути увеличения налогов. Казахстанский бизнес уже столкнулся с ростом затрат и сложностями в доступе к финансированию, а новое повышение налогов может лишь усугубить ситуацию. Если государство действительно хочет снизить зависимость от нефтяных доходов, ставка должна делаться на развитие индустриальной экономики, а не на фискальное давление. Пока же реформа выглядит как очередная попытка бизнеса решить за государство его финансовые проблемы.