Визит канцлера Германии Олафа Шольца в Казахстан прославился фразой президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о непобедимости России. Известный политолог Досым Сатпаев задался вопросом: почему вдруг эти слова вообще прозвучали?
Избалованные лидеры
«Следует отметить, что после начала войны в Украине авторитарные лидеры региона были избалованы значительным вниманием со стороны разных геополитических игроков, которые пытались заручиться их поддержкой в разных сферах.
В результате у этих лидеров возникло ощущение того, что они нужны ЕС больше, чем ЕС нужен им. Тем более что в слепой зоне находятся перспективы самого ЕС в случае дальнейшего укрепления позиций правых сил во многих европейских странах и дальнейшего роста внутриевропейских разногласий.
И если Казахстан все еще является лидером в экономических отношениях с ЕС, в первую очередь как поставщик сырья, то для большинства стран Центральной Азии Европейский союз в целом и Германия в частности не являются важными торговыми партнерами.
И непонятно, изменится ли ситуация после второго саммита «Центральная Азия — Германия» или же данное мероприятие будет иметь больше ритуальный характер, чтобы формально закрепить наличие интереса Берлина к региону.
Чего ждать от Германии?
Кстати, в следующем году в Узбекистане должен пройти очередной саммит в формате «Центральная Азия — Европейский союз», где основной темой должны стать инвестиции в будущее региона. Хотя опять же самыми главными инвесторами в регион могут быть крупные европейские страны, в первую очередь Германия и Франция.
Но при этом также не ясно, есть ли у Германии долгосрочная стратегия по отношению к Центральной Азии.
С одной стороны, именно Берлин был одним из лоббистов по принятию самой первой стратегии ЕС по Центральной Азии в 2007 году. И эта стратегия постоянно обновлялась.
Новые интересы Европы в Центральной Азии
С другой стороны, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP) Штефан Майстер высказал интересную точку зрения о том, что несмотря на все эти встречи, совместные фотографии и подписанные меморандумы «…с немецкой стороны не хватает политической активности. Шольц не является ярким лидером, который возглавляет Европу в контексте этой войны. Честно говоря, я не знаю, что является его приоритетом в отношении Центральной Азии».
Если это так, то интерес Германии и ЕС к региону имеет больше вынужденный характер после начала войны в Украине, которая заставила европейские страны искать альтернативы российскому сырью, альтернативные маршруты из Китая в ЕС и обратно, уговаривать лидеров стран Центральной Азии не помогать России обходить санкции.
В то же самое время ЕС готов рассматривать некоторые государства региона в качестве посредников в отношениях с движением «Талибан» для решения гуманитарных проблем и ситуации с многочисленными афганскими мигрантами в Европе.
В любом случае в глазах некоторых руководителей государств Центральной Азии ЕС ставит себя в позицию просящего, а, следовательно, слабой стороны.
Хотя при наличии более четкой стратегии и политической динамики у ЕС получилось бы позиционировать себя в Центральной Азии в качестве одного из геополитических противовесов России и Китаю. И первый шаг в этом направлении должны делать такие крупные европейские игроки, как Германия и Франция, чьи лидеры уже посетили регион, но вряд ли оставили после себя четкий след.
Кстати, в новой стратегии коалиционного правительства Шольца сказано, что Китай является для Германии и ЕС не только партнером, но также конкурентом и системным соперником. Поэтому некоторые немецкие эксперты считают, что если Германия является четвертой в мире экономикой, то Берлин должен демонстрировать более активную роль во внешней политике в разных регионах мира.
Но перед этим надо определиться, что будет важным во внешней политике Германии в отношениях с другими странами: либеральные ценности, или более прагматичные национальные интересы, или то и другое?
Судя по всему, Шольц больше склоняется ко второму варианту, так как, например, тему нарушения прав человека в ходе визита в Центральную Азию он практически не поднимал. По крайней мере, официально об этом объявлено не было».