Президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о реорганизации Агентства по противодействию коррупции. Ведомство, больше известное просто как Антикор, прекращает существование в привычном виде: его функции распределены между Агентством по делам госслужбы и Комитетом национальной безопасности (КНБ). Это решение уже называют одним из самых значимых институциональных поворотов последних лет.
Как изменится антикоррупционная система
Согласно указу, контроль над антикоррупционной практикой — выявлением и расследованием преступлений — переходит в руки КНБ. При комитете создаётся Служба по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика и формирование культуры нетерпимости к коррупции передаются Агентству по делам государственной службы.
Иными словами, теперь борьба с коррупцией оказывается в одном ряду с контрразведкой, антитеррором, пограничным контролем и кибербезопасностью.
Как метко сформулировал политолог Газиз Абишев, «либо коррупция официально признаётся угрозой национальной безопасности, либо власти хотят повысить управляемость антикоррупционным блоком».
Это не первое укрупнение КНБ. Ещё в конце 1990-х и начале 2000-х комитет уже поглотил Пограничные войска и Службу внешней разведки. Но в этот раз символический масштаб изменений куда шире: антикоррупционные органы традиционно существовали как отдельная структура с 1994 года, пусть и под разными вывесками — от налоговой полиции до финансовой. Теперь самостоятельности больше не будет.
Кто управляет КНБ
По словам Данияра Ашимбаева, у нынешнего главы комитета Ермека Сагимбаева сегодня рекордное количество заместителей — девять генералов. Среди них и бывший глава Комитета государственных доходов Алтынбаев, ставший первым замом. Биографии многих из них опубликованы крайне скупо, что лишь подогревает интерес к закулисной расстановке сил.
Сагимбаев — фигура особая. Он считается одним из самых близких к Токаеву людей. В январе 2022 года именно он возглавил КНБ на фоне политического кризиса и смены руководства комитета. Теперь его аппарат контролирует не только традиционные сферы контрразведки и борьбы с терроризмом, но и весь антикоррупционный процесс.
Это означает, что в ближайшие годы КНБ станет, по сути, точкой пересечения политических и элитарных интересов, инструментом управления конфликтами и влиянием внутри правящей верхушки.
Почему решение важно
До недавнего времени активно обсуждались слухи о возможном объединении Антикора с Агентством финансового мониторинга (АФМ). Однако выбран иной сценарий — усиление КНБ и передача части функций госслужбам.
На практике это может привести к двум эффектам:
- Антикоррупционная политика, ориентированная на просвещение и предупреждение нарушений, останется в гражданском блоке.
- Силовая часть борьбы с коррупцией переходит в ведомство, которое традиционно специализируется на разведывательной и контрразведывательной деятельности.
В политическом смысле коррупция впервые прямо «приписана» к сфере национальной безопасности.
Что говорят политологи
Газиз Абишев в своей оценке подчеркнул символический сдвиг в подходе к борьбе с коррупцией. Он отметил:
«Так или иначе, в составе КНБ, помимо традиционных контразведки и борьбы с терроризмом, теперь находится и борьба с коррупцией».
Данияр Ашимбаев обратил внимание на институциональную память и конкуренцию, которая многие годы существовала между Антикором и другими органами:
«В итоге были объединены две структуры, которые достаточно долгое время друг с другом конкурировали».
Вместе эти комментарии показывают: решение Токаева не только управленческое, но и политическое. Это сигнал о том, что контроль над расследованиями и преследованием коррупции должен быть максимально централизован.
Итог:
КНБ становится ещё более мощным актором в системе власти. А борьба с коррупцией из самостоятельной сферы превратилась в элемент национальной безопасности. Это не просто смена вывески, а перераспределение ресурсов, полномочий и влияния. Как отразятся эти перемены на практике — покажут ближайшие годы.