Бесполезные, но интересные знания — так пиарщик Нуркен Халыкберген охарактеризовал историю успеха инженера и математика Карлхайнца Бранденбурга.
Нуркен кратко перессказал историю Бранденбурга:
«Он оказал огромное влияние на мир, и на вас непосредственно. Немецкий инженер и математик, которому
мировая музыкальная индустрия должна быть благодарна, но долгое время продюсеры лейблов его игнорировали,
а армия саунд-инженеров и производителей музыкального оборудования «благодарили» за его открытие…
Папа и мама формата mp3
Перед вами создатель mp3. Если он отец создатель этого формата, то матерью данного формата можно назвать Сьюзан Вега с песней «Tom’s diner». Именно она легла в основу всех опытов. Певица пела её а-капелла, и именно её голос пытался сжать в 10-12 раз Карлхайнц. Именно аудиодетали человеческого голоса хуже всего поддаются сжатию в цифровом виде. Далее все очень упрощенно.
Почему его не любили продюсеры и звуковики? Во-первых, он говорил, что на 1 CD можно вместить сотни треков, а это бьет по продажам (помните, что аудио CD вмещали всего лишь 12-13 песен). Одно дело продать 10 дисков по 12 мелодий на каждом, то ли 1 CD с 100?!
Во-вторых, Карлхайнц в своей технологии убирал большую часть звука. Как это работает? Музыкальную композицию оцифровывают и (условно) нарезают на тонкие слайсы и убирают те кусочки, что не сильно влияют на звук. Это так называемое перцепционное кодирование.
Как мы слышим музыку и как mp3 это использует?
Удаляется лишь та информация (в цифровом музыкальном файле) что не различается человеческим ухом, а оставшаяся информация сохраняется в компактном виде. Данный подход похож на метод сжатия, используемый при сжатии картинок в формат JPEG.
Дело в том, что
обычный человек не слышит и половину всех музыкальных нюансов: определенные сочетания звуков, звуки выше или ниже определенного регистра,
мы также «затираем» 0,5 секунд до громкого звука и после (например, до взрыва и после, или крика, на этом эффекте основано действие защитных наушников при стрельбе в танке и в тактических наушниках). Теряется и множество других деталей. Все это и позволяло удалять в файлах лишний объем данных.
Вот за это его и не любили звуковики. Представьте — вы убиваетесь за качество звучания, за многомиллионное оборудование, а тут приходит немец и утверждает, что большую часть можно выкинуть…
Почему mp3 так назвали?
Кстати, почему mp3? Потому что в конкурсе специальной группы инженеров MPEG — Moving pictures experts group — отбирали лучшие решения для будущего цифрового мира телевидения и аудио. Было 3 заявки и выиграла заявка номер 3. Угадайте, чья это была заявка?!
Кстати, про MPEG — именно эта группа разрабатывала всякие стандарты аудио- видеозаписи. Сначала был MPEG-1. Он не пошел — слишком громоздкий и неудобный вид компрессии. Потом MPEG-2 — это DVD. MPEG-3 — это и есть mp3, просто расширение такое. MPEG-4 — он же DiVX и так далее.
Ну и финал истории — Бранденбург подписал контракт со Стивом Джобсом в 2000 году и улучшил свою технологию, создав потом формат и для I-Tunes. Сегодня он уже богатый инженер, хоть и до 50 лет был полунищим…»