Парадоксально высокие цены на билеты лоукостера, авиаперевозчика FlyArystan уже давно стали притчей воязыцех. Эксперты уже даже не предлагают сократить дотирование компании, взять цены под контроль и т.д. Они предлагают альтернативу: надо роазвивать дороги, а не подпитывать отдельные избранные компании денежным потоком.
FlyArystan и Air Astana: какая разница?
Галим Хусаинов, председатель Совета директоров АО «Teniz Capital Investment Banking», поделился своим опытом покупки билета FlyArystan и сделал выводы:
«Купил себе билет на так называемый Лоу костер Fly Arystan. Билет без багажа и без питания обошелся в 64 тыс тенге в одну сторону. Купил себе питание на борту (сэндвич, чай и воду), которое обошлось в 5,2 тыс тенге. Итого, общая стоимость обошлась почти в 70 тыс тенге.
Бизнес класс Air Astana, в среднем стоит от 78 до 96 тыс тенге. Почти одинаковая цена бизнес класса премиальной Air Astana и Лоу костера Fly Arystan
Развить конкуренцию на внутреннем рынке возможно только за счет альтернативного транспорта. За счет новых авиалиний развить конкуренцию и удешевить проезд крайне сложно, так как авиаперевозки очень капиталоемкие и очень чувствительны к разным факторам.
Хватит помогать авиакомпаниям
В развитых странах основным конкурентом авиаперевозчикам являются поезда. На расстояния до тысячи километров на поезде гораздо комфортнее и быстрее доехать, если имеются скоростные поезда и соответствующие железные дороги.
К сожалению, у нас так и не развили скоростные дороги, которые позволяли бы доехать до Астаны с Алматы хотя бы за 4-5 часов
Проект скоростной дороги является не самым дешевым удовольствием, но точно эффекта будет больше, чем неэффективное субсидирование разных отраслей экономики».
Дороги Актобе — проблема страны
Одновременно с этим блогер из Актау Азамат Сарсенбаев рассказал о своем опыте возвращения на автомобиле из Кыргызстана в Западный Казахстан. Дословно:
«Одна из главных логистических артерий соединяющий западные области Казахстана с остальной страной, проходит через Актюбинскую область. Ежедневно через данную «трассу» проезжают миллиарды долларов в виде тысячи фур с товарами, которые едут по разным направлениям… Неужели президент Токаев, когда позиционирует наш Казахстан как логистический рай за счёт выгодного расположения в сердце Евразии, думает, что дорожная инфраструктура регионов страны (особенно западных) способна выдержать хоть какую-либо нагрузку?
Актюбинская трасса — это не проблема региона Актобе, это проблема транспортно-торговой артерии целой страны. Если мы не можем довести до ума эту важнейшую для развития торговли ветку дороги, то все остальные проекты вроде ЛРТ, организация на высшем уровне всяких там ШОС, БРИКС, EXPO, Шелкового пути, списание кредитов населения и т.д, не имеет никакого практического смысла…»