Известный политолог Данияр Ашимбаев попытался с юмором объяснить существование лоббитских групп в Казахстане — и систематизировать их.
Дословно:
«Обсуждали с коллегами существование лоббистских групп в Казахстане. Получается, что есть
- нефтяное,
- строительное,
- банковское,
- металлургическое,
- электроэнергетическое,
- зерновое,
- торговое,
- медицинское и фармацевтическое,
- мясное и молочное,
- букмекерское,
- киношное,
- алкогольное,
- майнерское,
- табачное лобби,
которые причем зачастую не монополитные, а делятся на разные холдинги (банки), региональные компоненты со своей спецификой и даже страновые группы (нефтянка).
Агашки — это «зонтичный» бренд
Кроме того, в каждой отрасли есть патриархи-агашки и/или профессиональные подрядчики и поставщики. Отметим, что многие агашки просто предоставляют «зонтичный бренд» в обмен на маржу. А некоторые даже не всегда в курсе, что под их именем кто-то двигает свои интересы.
Присутствуют аппаратные кланы (прежние «группы влияния» во многом сошли со сцены, но активно формируются новые). Есть региональные лобби, которые периодически блокируются или конфликтуют с владельцами и менеджментом бюджетообразующих предприятий.
Добавим еще родовую аристократию, пристроенную на должности золотую молодежь, клерикальные и радикальные религиозные группы, прозападные структуры, а также «голубую» прослойку и — местами — организованную преступность. Последняя сильно изменилась за последние десятилетия, местами срослась с государственными органами и кланами и по-прежнему сидит в ряде секторов — как чисто криминальных(наркобизнес, контрабанда, мошенничество, рэкет), так и теневых сегментах легальной экономики. С ними периодически идет борьба силовиков и фискалов, но наличествует и взаимные интересы и даже совместный бизнес.
Вредные группы — или просто часть Казахстана?
Все это представляет живой механизм, который бурно взаимодействует между собой и государством, систематически проводит медийные кампании, активно работает с правительством, парламентом, НПП, акиматами и маслихатами (причем, как снаружи, так и внутри).
Государственная политика балансирует на стыке этих интересов, периодически идя то на компромиссы, то уступая, то продавливая свою линию. Отметим, что даже в вопросах защиты малообеспеченных граждан есть свои лоббистские группы (застройщики, элиты трудоизбыточных регионов, медицина, банки).
Не забудем и о бытовом лоббизме, когда представители государства за скромное (и не очень) вознаграждает превращают свою работу в продвижение интересов разных физических и юридических лиц.
Это, конечно, не очень красиво, но грань между банальной коррупцией и системным лоббизмом порой весьма тонкая. В конце концов, страна состоит из регионов, социальной и экономической инфраструктуры и населения, у которых множество разных интересов и потребностей. А у государства есть обязательства перед всеми, определенные моральные ценности и ограничения в виде внешнеполитической ситуации и экономической конъюнктуры, из которых тоже нужно складывать пазл, причем стараясь многое не артикулировать вслух. Добавим сюда дефицит идей и кадров, которые — наоборот — постоянно артикулируются. Это и есть государственная политика».