Рыночная экономика в Казахстане давно дышит на ладан. Эксперты говорят о небольшой доле малого-среднего бизнеса в экономике страны, о том, что процент выживаемости ЬСБ составляет 15% вместо 50% по всему миру. А теперь еще и министр торговли решил регулировать жизнь официантов в ресторанах, запретив чаевые.
У чиновников чешутся руки
С критикой выступил известный политолог Газиз Абишев:
«Министр торговли Шаккалиев анонсировал «запрет на чаевые». Готовятся поправки в правила внутренней торговли, запрещающие графу «обслуживание» в чеках в кафе и ресторанах.
Это очередной симптом синдрома чрезмерного регулирования, которым увлеклось государство
Кафе и рестораны — это свободный рынок, главное — чтобы было безопасно, остальное — дело продавцов и покупателей. Зачем соваться масляной отвёрткой в эту отрасль и пытаться что-то докрутить? Пока Дональд Трамп в своей программе обещает отменить налоги на чаевые, казахстанское правительство собирается вообще их запретить.
Реальный маразм. Чаевые или ставка за обслуживание — это естественный элемент рыночной экономики,
присутствующий в той или иной форме во всех странах мира. Работники сервиса должны быть мотивированы обслуживать быстро, много и хорошо. Пусть зарабатывают.
Те, кто ходит по ресторанам, не сильно много теряют от этого. А те, кто работают в ресторанах — делают это не от любви к искусству, но потому, что стремятся заработать себе на жизнь честным общепринятым способом.
Много разговоров о создании максимально свободных условий для бизнеса, чтобы рынок сам себя регулировал и существовал на линии равновесия, но у чиновников продолжают чесаться руки что-то кому-то доказать».
Запрет для министра торговли
Интересно, что другой политолог, Данияр Ашимбаев, вообще отказался всерьез воспринимать слова министра:
«В интересах общественного оптимизма, о котором говорил глава государства в послании, нужно запретить министру торговли и интеграции выступать на любые темы в любой аудитории».
Малый бизнес деградирует в микробизнес
Между тем известная оциолог Гульмира Илеуова обратил внимание на то, что вообще термин «малый бизнес» в Казахстане не очень корректен:
«В Послании прозвучала задача повысить долю среднего бизнеса до 15% (с 7% которые якобы имеются). Беспокоят обе цифры. Откуда 7%? Кто подаёт президенту такие данные? У БНС на 1 апреля 2024 года «юридические лица среднего предпринимательства 0.1%».
Вообще, когда говорят МСП, это уже давно неправильно, в нем нет практически С (среднего)
У нас есть ММП, т.е , микро (точнее, ИП, 68.6%) и малое (18.3%) предпринимательство. Со средним катастрофа, причем доля его падала из года в год. Поэтому когда в текстах рассуждают про МСП как о единой группе и приводят данные об объемах М и С — выглядит прям натянуто. А особенно прикольно, когда в разрезе регионов приводятся данные: наибольшая доля МСП в Туркестанской области (97.9%), а наименьшая — в Алматы (89.6%).
Я думаю, что экономистам надо уходить от привычных штампов, вглядываться в аббревиатуры и следить за процессами».