Обращение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева к народу выявило одну особенность политической системы — одни и те же вопросы обсуждаются регулярно. И значит — не решаются.
Об этом говорит известный политолог Данияр Ашимбаев:
Эволюция помощников президента в Казахстане
«Еще два года был упразднен институт заместителей руководителей Администрации президента, курирующих ключевые вопросы — экономику, внутреннюю политику, региональное развитие, государственно-правовую работу, международные отношения. Институт «кураторов свыше» проделал большую эволюцию.
Исторически в его основе были секретари ЦК. В начале 90-х их сменили государственные советники (1990). Потом часть госсоветников стала вице-премьерами (1991), а другая часть осталась и вполне себе работала до принятия новой конституции, не имея при этом правового статуса (1995).
Замруки АП существовали с 1990 г., но в качестве политической инстанции их воспринимали слабо. К тому же
- в 1995-1999 гг. шла своего рода конкуренция между руководителем АП, госсекретарем и первым помощником; замруки конкурировали с помощниками президента
После выборов 1999 г. на первое место вышли замруки АП, к которым постепенно добавился начальник канцелярии и — временами — секретарь СБ. Помощники отошли на второй план, кроме тех случаев, когда замрук и помощник были взаимозаменяемы (т.е. мог бы зам по экономике, а мог быть помощник по экономике).
Реформы 2023 года
Такой система была до прошлого года, когда замов упразднили. Вместо них были назначены — заново — помощники. При этом помощника по науке так и не назначили. Зам по регионами стал советником. А в начале этого года вместо помощника по экономике появился советник.
Такая модель означает обещанный отказ от тотального контроля со стороны администрации за происходящими процессами
и предполагает, что министры и акимы должны быть более самостоятельны в своих решениях, а контролировать экономику должно само правительство. Несколько усилились полномочия ВАП.
В этой идее есть определенный смысл — заставить всех работать без пинка сверху,
тем более что помимо отказа от «мелочной опеки» полномочия министров и акимов были сильно увеличены. Но опять же, есть вопрос общей инертности и безыдейности аппарата (включая верхние слои), а также возникновения определенного вакуума в системе госконтроля.
Без пинка не работает
АП традиционно обеспечивал взаимодействие всех ветвей власти — согласно конституционному статусу главы государства, который получил от администрации и анализ ситуации, и сценарии развития, и мониторинг проблемных зон и хода реализации стратегического курса.
Анализ посланий главы государства очень показателен: многие вопросы перекочевывают из документа в документ, причем годами и десятилетиями
И с этим надо что-то делать».