Желание министра транспорта Карабаева ограничить новыми запретами междугородние такси вызывало раздражение у известного политолога Газиза Абишева, который открыто выступил против.
Регулирование — или маразм?
Министр транспорта Карабаев сожалеет, что цифровые технологии позволили рынку межобластных перевозок найти новую точку равновесия. Вместо того, чтобы переться через весь город на вокзалы, а затем много часов трястись в огромных душных автобусах с десятками разных людей в салонах, многие казахстанцы всё чаще предпочитают выбирать машину и водителя через приложение и ехать в пункт назначения на удобном и быстром такси.
Минтранс планирует скрутить таксистам ноги балансирующими кандалами
- «Средняя скорость на участке дороги», которая призвана вынудить водителей снижать скорость
- ограничение для платформ по протяжённости одной поездки — до 50 км. Это какой-то маразм.
Разумные ограничения уже есть!
Во-первых, государство строит новые современные автобаны с 2-3 полосами в одну сторону и солидными барьерными ограждениями. Утильсбором препятствует ввозу старых машин. Жёстко наказывает за употребление алкоголя за рулём. Развивает внутренние туристические направления. В итоге из Астаны в направлении Бурабая, Павлодара и Караганды по платным республиканским трассам активно курсируют вполне себе приличные условные «камри» с ответственными водителями. Бурлящий рынок сам выбрасывает плохие машины и плохих водителей.
Что в ответ собирается делать Минтранс? Почикать рынок дополнительными ограничениями, чтобы люди побольше ездили на автобусах, отсиживая себе всё, что можно отсидеть (есть подозрение, что сами министерские руководители в соседние области на автобусах не поедут).
Во-вторых, речь идёт о тысячах, если не десятках тысяч напряжённо работающих водителей межобластных такси, и сотнях тысяч, если не миллионах клиентов ежегодно. Если они естественным образом нашли друг друга на современном рынке, зачем пытаться их разлучить?
Зачем пытаться откатить прогресс назад?
Обеспечил ли приемлемые для клиентов темпы перевозок и их комфорт, чтобы отнимать то, что сформировалось по принципу «спрос-предложение»? Нет!
Карабаев говорит о высокой аварийности на межобластных перевозках. А можно конкретные исследования? Взять исследуемый период — к примеру, полгода с апреля по октябрь. Оценить общее число перевезённых таксистами пассажиров. Уточнить число пострадавших в авариях. Определить, какая доля из них произошла из-за «фактора свободных таксистов» — высокой скорости и непрофессионализма. Бывают ведь аварии из-за погоды, вышедших на трассу коров и лошадей, ям на дорогах и так далее. Так вот, нужно определить соотношение «количество пострадавших/количество перевезённых». Насколько маленькой будет эта десятичная дробь? А есть ли критерии значимости риска?
В дополнение можно посчитать, сколько дополнительных миллионов человеко-часов будет оставлено на трассах страны при выдавливании людей из комфортных такси в автобусы.
Минтранс в некотором смысле плывёт по общегосударственному течению — зарегулировать микромеханизмами всё, что можно зарегулировать. Но вот сколько пользы свободному рынку принесут подобные практики тотального регулирования «против ветра» — это отдельный вопрос».