Асет Наурызбаев, бывший глава энергетической компании KEGOC, эксперт в области энергетики, объяснил, почему строительство АЭС в Казахстане станет стратегической ошибкой. И это вовсе не аргументы зеленых про «взрыв станции», а серьезное экономическое обоснование того, что Казахстан может не потянуть столь серьезный энергетический объект с точки зрения инфраструктуры.
Дословно:
«Некоторые сотрудники атомной отрасли, не в силах дать контраргументы, включают режим «А ты кто такой?!». Смешнее всего в этой ситуации то, что это они как раз-таки пляшут на моей поляне — в энергосистеме. У нас в стране вообще очень мало специалистов по энергосистемам.
Казахстану негде брать топливо для АЭС в мире санкций
К АЭС у меня вопросов почти нет — разве только в том, что атомная энергетика — это единственный вид генерации, в котором у Казахстана нет гарантии поставки топлива. Как так, спросите вы, ведь наличие собственных запасов урана — один из главных аргументов заатомщиков в правительстве? Это же их фраза «Казахстан — крупнейший производитель урана, поскольку сам Бог велел нам развивать атомную энергетику!». Но
эти наши огромные запасы урана надо еще обогатить, а с этим могут возникнуть проблемы. Сами мы не умеем,
и не будем уметь, а вот крупнейший игрок на этом рынке — Россия, может и отказать нам в обогащении.
Новая зависимость от России
Ну хорошо, говорят они, всегда можно купить обогащенный уран у других стран!
Не всегда. Если Росатом окажется под санкциями, всем АЭС придется покупать услугу обогащения у одной из нескольких компаний «ядерного клуба», а их обогатительные мощности ограничены. И они, скорее всего, будут поставлять их на свои рынки — в первую очередь США и Франции. Китай тоже имеет ограниченные мощности по обогащению и не факт, что мы сможем получить обогащенный уран от него».